openservice

opendata2

PDFПечать

Доклад по правоприменительной практике ФТС России по итогам II квартала 2017 года

Настоящий доклад подготовлен в соответствии с Методическими рекомендациями по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора), утвержденными протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 21 февраля 2017 г. № 13(2).

 Содержание

 1. Общая информация. 

2. Проверки в отношении участников внешнеэкономической деятельности, проведенные в II квартале 2017 года. 

3. Меры административной и иных публично-правовых ответственности, наложенные по результатам таможенного контроля. 

4. Результаты оспаривания решений, действий (бездействий) таможенных органов и его должностных лиц. 

5. Организации работы по выявлению устаревших, избыточных, дублирующих обязательных требований. 

6. Обзор обращений граждан и организаций. 

 

1. Общая информация

Одним из основных полномочий ФТС России согласно Положению Федеральной таможенной службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809, является осуществление контроля и надзора в установленной сфере деятельности.

Основным видом контроля, который осуществляют таможенные органы, является таможенный контроль. Таможенный контроль осуществляется в отношении перемещаемых товаров и в зависимости от факта перемещения может подразделяться на виды: предварительный, текущий и последующий.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок организации и проведения таможенного контроля, являются:

Таможенный кодекс Таможенного союза;

Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»


2. Проверки в отношении участников внешнеэкономической деятельности, проведенные в II квартале 2017 года

Подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров за первое полугодие 2017 года проведено 3639 проверочных мероприятий  в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них в форме таможенной проверки – 2236, в том числе 1744 таможенные проверки по признакам нарушения законодательства.

По результатам проверочных мероприятий: 

- взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на сумму 3,1 млрд. рублей (на 8% больше, чем в аналогичном периоде 2016 года); 

- по результатам одной таможенной проверки в среднем взыскано 1,4 млн. рублей (на 24% больше, чем в аналогичном периоде 2016 года); 

- возбуждено 2506 дел об административных правонарушениях (далее – АП) и 188 уголовных дел. 

В I полугодии 2017 года 826 проверочных мероприятий было направлено на профилактику правонарушений.  По их результатам взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на сумму 493,9 млн. рублей, возбуждено 348 дел об АП и 9 уголовных дел. 

Во взаимодействии с налоговыми органами проведено 434 проверочных мероприятия. По результатам проверочных мероприятий:

- взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на сумму 790 млн. рублей (более чем в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период  2016 года);

- возбуждено 686 дел об АП и 56 уголовных дел (в аналогичном периоде 2016 года – 428 дел об АП и 37 уголовных дел);

- налоговыми органами доначислено 3,2 млрд. рублей, отказано в возмещении НДС на сумму 322 млн. рублей.

Всего во взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами проведено 890 проверочных мероприятий. Таможенными органами взыскано таможенных платежей, штрафов на сумму 826 млн. рублей, возбуждено 846 дел об АП и 60 уголовных дел. Правоохранительными и контролирующими органами доначислено 3,2 млрд. рублей, возбуждено 281 дело об АП и 8 уголовных дел.

Большое внимание уделялось работе по пресечению ввоза и оборота на территории Российской Федерации товаров, в отношении которых применяются специальные экономические меры.

В I полугодии 2017 года подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров и правоохранительными подразделениями таможенных органов (как самостоятельно, так и во взаимодействии с контролирующими органами) проведено 528 проверочных мероприятий в отношении 4 193 тонн товаров.

По результатам проверочных мероприятий:

- выявлена 581 тонна запрещенных к ввозу, обороту и реализации товаров;

- изъята и уничтожена 161 тонна запрещенных к ввозу, обороту и реализации товаров;

- возбуждено 123 дела об административных правонарушениях;

- наложено штрафов на сумму 2,3 млн. руб.

В целях недопущения перемещения в Российскую Федерацию запрещенных к ввозу товаров в местах, приближенных к российско-казахстанскому и российско-белорусскому участкам государственной границы Российской Федерации, созданы и функционируют 35 мобильных групп, осуществляющих мероприятия таможенного контроля.

На них возложены функции по обеспечению соблюдения запретов на ввоз в Российскую Федерацию и оборот товаров, странами происхождения которых являются государства, указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 года № 778, товаров, ввозимых на территорию Республики Казахстан с применением таможенной льготы в виде пониженной ставки ввозной таможенной пошлины, а также товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика.

В I полугодии 2017 года мобильными группами:

- остановлено 56 227 транспортных средств;

- проверено 1 635 645 тонн товаров;

- выявлено 1 368 транспортных средств, перевозивших 19 110 тонн товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения;

- возвращено в сопредельные государства 13 388 тонн;

- уничтожено – 3 382 тонны;

- в отношении перевозчиков возбуждено 141 дело об АП и 1 уголовное дело.

 

3. Меры административной и иных публично-правовых ответственности, наложенные по результатам таможенного контроля

В I полугодии 2017 года в отношении юридических лиц и их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей возбуждено 30 040 дел об АП, по которым назначены административные наказания на общую сумму более 90 миллиардов рублей.

По результатам обжалования и опротестования в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП России) отменено и прекращено производством менее 2% таких постановлений (543 постановления).

По статьям главы 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)» КоАП России дела об АП возбуждались по следующим фактам:

- недостоверного декларирования – 2087 дел об АП (часть 2 статьи 16.2 КоАП России);

- недекларирования товаров – 2239 дел об АП (часть 1 статьи 16.2 КоАП России);

- сообщения недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии или помещении под таможенную процедуру таможенного транзита – 1225 дел об АП (часть 3 статьи 16.1 КоАП России);

- непредставления или нарушения срока представления в таможенный орган отчетности – 1396 дел об АП (статья 16.15 КоАП России);

- несоблюдения порядка таможенного транзита – 910 дел об АП (статья 16.10 КоАП России);

- несоблюдения запретов и ограничений - 859 дел об АП (статья 16.3 КоАП России).

При ввозе товаров основными предметами АП являлись продукты растительного происхождения (1 856 дел об АП), машины, оборудование и механизмы, электротехническое оборудование, их части (712 дел об АП), текстильные материалы (568 дел об АП), электрические машины и оборудование, их части, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура (500 дел об АП).

При вывозе товаров наиболее часто предметами АП выступали древесина (1535 дел об АП), недрагоценные металлы и изделия из них (137 дел об АП), машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части (71 дело об АП).

Основными способами совершения АП, выразившихся в недекларировании товаров, являлись фактическое перемещение иного товара, отличного от заявленного в декларациях на товары (полностью или части товара) и превышение фактического количества товаров, заявленных в декларациях на товары. При недостоверном декларировании товаров - неверное определение кода товаров по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), таможенной стоимости товаров, сопряженное с представлением недействительных документов, неполным либо недостоверным описанием товаров, повлекшим занижение либо уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Когда нарушения требований законодательства носили умышленный характер и были совершены в крупном или особо крупном размере деяния участников внешнеторговой деятельности квалифицировались в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

По итогам работы оперативных подразделений за 6 месяцев 2017 года возбуждено 1185 уголовных дел, что сопоставимо с показателями аналогичного периода прошлого года (1188).

Наибольшее количество уголовных дел по таким фактам возбуждено таможенными органами по статье 194 Уголовного кодекса Российской Федерации – уклонение от уплаты таможенных платежей (порядка 121 уголовного дела).

За первое полугодие 2017 года по фактам незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС спирта и спиртосодержащей (алкогольной) продукции таможенными органами возбуждено 7 уголовных дел (5 - по статье 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) и по одному уголовному делу по статьям 194 УК РФ и 200.2 УК РФ).

По линии борьбы с нарушениями таможенного законодательства при ввозе (вывозе) табачной продукции таможенными органами возбуждено 30 уголовных дел (23 - по статье 200.2 УК РФ, 7 - по статье 194 УК РФ).

По линии борьбы с нарушениями таможенного законодательства при ввозе (вывозе) оружия, военной техники и снаряжения, боеприпасов возбуждено 39 уголовных дел по статье 226.1 УК РФ.

По фактам контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры 210 уголовных дел (132 — по статье 229.1 УК РФ, 78 — по статье 226.1 УК РФ), психотропные вещества или их прекурсоры 210 уголовных дел (132 - по статье 229.1 УК РФ, 78 - по статье 226.1 УК РФ).

По фактам незаконного оборота драгоценных металлов, камней и изделий из них таможенными органами возбуждено 51 уголовное дело (45 - по статье 194 УК РФ, 6 - по статье 226.1 УК РФ).

По линии противодействия незаконному перемещению через таможенную границу ЕАЭС продукции топливно - энергетического комплекса таможенными органами возбуждено 10 уголовных дел (7 - по статье 226.1 УК РФ, 3 - по статье 194 УК РФ).

По фактам незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС водных биологических ресурсов таможенными органами возбуждено 62 уголовных дела (60 - по статье 226.1 УК РФ, 2 - по статье 194 УК РФ).


4. Результаты оспаривания решений, действий (бездействий) таможенных органов и его должностных лиц

В первом полугодии 2017 года в производстве таможенных органов находилось 25 789 судебных дел (в том числе по искам таможенных органов 3 875 судебных дел, по искам к таможенным органам – 21 180 судебных дел и по судебным делам, где таможенные органы выступают в качестве третьего лица – 734 судебных дела).

Преобладающей категорией являются споры, возникающие из административных правоотношений. По искам таможенных органов – это споры о взыскании таможенных платежей и пеней, по искам к таможенным органам – это споры, связанные с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и (или) их должностных лиц в области таможенного дела, и дела об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении лиц к административной ответственности.

ФТС России на постоянной основе проводит работу по обеспечению единообразного применения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле как участниками внешнеэкономической деятельности, так и таможенными и судебными органами.

Во втором квартале 2017 года по сравнению с первым кварталом 2017 года на 38% сократилось количество судебных решений по искам к таможенным органам, вынесенных не в их пользу, в том числе:

- на 39% по спорам, связанным с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела;

- на 26,2% по делам об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении лиц к административной ответственности.

Помимо судебного порядка урегулирование спорных вопросов между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности осуществляется в административном порядке.

Главой 3 Федерального закона от 27 ноября 2011 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрена возможность подачи жалоб на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в области таможенного дела в вышестоящий таможенный орган.

Всего в первом полугодии 2017 года в таможенные органы поступило 4 164 жалобы. При этом во втором квартале 2017 года по сравнению с первым кварталом 2017 года на 9,8% сократилось количество решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, признанных неправомерным.


5. Организации работы по выявлению устаревших, избыточных, дублирующих обязательных требований

Работа по выявлению устаревших, избыточных, дублирующих обязательных требований проводится ФТС России в соответствии со Сводным планом приоритетного проекта «Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований» (далее – Сводный план приоритетного проекта) и паспортом ведомственного приоритетного проекта ФТС России «Реформа контрольной и надзорной деятельности в Федеральной таможенной службе» (далее – паспорт ведомственного приоритетного проекта), утвержденными протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 21 февраля 2017 г. № 13(2).

В соответствии с паспортом ведомственного приоритетного проекта деятельность ФТС России по реализации приоритетного проекта имеет ряд особенностей, связанных с принятием и вступлением с 1 января 2018 года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Основной целью приоритетного проекта является снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты посредством сокращения и актуализации обязательных требований.

При этом применительно к таможенному контролю необходимо учитывать, что в значительной мере обязательные требования были пересмотрены в рамках подготовки ТК ЕАЭС.

Разработка ТК ЕАЭС была обусловлена как необходимостью обеспечения кодификации международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения в Евразийском экономическом союзе, во взаимосвязи с нормами Договора о Евразийском экономическом союзе, так и задачами совершенствования таможенного администрирования, в том числе инициированными деловым сообществом начиная с 2010 года.

При подготовке ТК ЕАЭС в него инкорпорированы положения международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения, а также существенно сокращен национальный сегмент таможенного регулирования.

Положения ТК ЕАЭС создают базис для упрощения таможенных процедур, вводят приоритет автоматизированных электронных технологий над бумажным документооборотом, стимулируют применение механизмов «единого окна», принципиально меняют подходы к институту уполномоченного экономического оператора, допускают возможность переноса момента уплаты таможенных платежей на этап после выпуска товара и рассрочки/отсрочки платежей.

В связи с этим проводится масштабная работа по приведению права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в соответствие с новеллами ТК ЕАЭС.

В этой связи паспортом ведомственного приоритетного проекта предусмотрено, что на первом и втором этапах реализации приоритетного проекта (2017 – 2018 гг.) мероприятия по систематизации, сокращению количества и актуализации обязательных требований будут проводиться в рамках работы по приведению нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие в правом Евразийского экономического союза.

ТК ЕАЭС содержит 279 норм, наделяющих Евразийскую экономическую комиссию компетенцией по определению правоотношений в сфере таможенного регулирования.

Распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 марта 2017 г. № 11 «О разработке и принятии в 2017 году решений Евразийской экономической комиссии, предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза» утверждены перечни решений Евразийской экономической комиссии, которые подлежат принятию в связи со вступлением в силу ТК ЕАЭС.

На уровне национального законодательства ФТС России в Минфин России внесены предложения по новой редакции Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». При подготовке предложений решались такие задачи, как реализация предложений деловых кругов, направленных на дальнейшее совершенствование таможенного администрирования, развитие отдельных институтов таможенных правоотношений и др.

Также ФТС России подготовлен перечень проектов нормативных и иных правовых актов, подлежащих разработке в целях реализации положений законопроекта. Всего предусмотрено издание 36 постановлений Правительства Российской Федерации, 115 приказов Минфина России и 30 приказов ФТС России.

Кроме этого, в соответствии с пунктом 5.13. Сводного плана приоритетного проекта ФТС России проводится работа по внедрению в практику деятельности таможенных органов проверочных листов при проведении таможенного контроля.

В целях создания необходимых правовых оснований во исполнение пункта 5.13.1 Сводного плана приоритетного проекта ФТС России внесла в Минфин России проект распоряжения Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в план мероприятий («дорожную карту») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 – 2017 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 559-р», предусматривающий проведение пилотного проекта по применению проверочных листов.

Одновременно с этим в Минфин России направлены предложения по дальнейшему нормативному правовому закреплению их использования в рамках нового таможенного законодательства.

Также ФТС России реализуется механизм систематической оценки эффективности обязательных требований с учетом установленных общих требований. Во втором квартале текущего года в ФТС России поступили 16 предложений экспертной рабочей группы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в сфере таможенного контроля, касающихся пересмотра обязательных требований. Рассмотрение и оценка предложений осуществляется в порядке, предусмотренном Методическими рекомендациями по систематической оценке и эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий, включая отмену неэффективных и избыточных, утвержденных протоколом заседания проектного комитета от 31 марта 2017 г. № 19(3).


6. Обзор обращений граждан и организаций

В первом полугодии 2017 года в ФТС России зарегистрировано 4589 письменных обращений граждан, что на 1736 обращений (60%) больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

За отчетный период в электронном виде через официальный сайт ФТС России поступило 2648 обращений и 683 обращений поступило по электронной почте. Из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, министерств и ведомств – 503 обращения.

По результатам исполнения в первом полугодии 2017 года письменных обращений (с учетом поступивших в конце 2016 года) было принято 30 положительных решений, отказано на основании действующего законодательства Российской Федерации о таможенном деле в 10 случаях, даны разъяснения 3154 заявителям, 1360 обращений направлено на исполнение в региональные таможенные управления и сторонние организации по принадлежность, принято 34 обращения, не требующих ответа.

За указанный период в центральный аппарат ФТС России поступило 2434 письменных обращения, что на 1014 обращений больше, чем во втором квартале 2016 года (1420).

Письменных обращений поступило:

– от граждан России – 2328;

– от иностранных граждан – 106.

Из общего количества обращений в ФТС России поступило 2333 заявлений и 101 жалоба.

Наибольшее количество рассмотренных обращений затрагивают вопросы компетенции Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля – 70,5% (1718 обращений); Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля – 5,9% (145 обращений); Управления государственной службы и кадров – 4,5% (111 обращений); Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования – 4,1% (102 обращения); Управления по противодействию коррупции – 2,1% (52 обращения); Главного управления по борьбе с контрабандой – 2% (49 обращений); Управления таможенных расследований и дознания – 1,8% (45 обращений); Главного финансово-экономического управления – 1,8% (44 обращения).

По результатам рассмотрения письменных обращений принято 13 положительных решений, даны разъяснения 1434 заявителям, 770 обращений направлены в региональные таможенные управления и сторонние организации по принадлежности, 11 обращений не требовали письменного ответа.

Анализ поступивших в центральный аппарат ФТС России писем позволил определить основной круг вопросов, по которым обращались граждане и организации:

- разъяснение таможенных правил;

- жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов.

- таможенное оформление и розыск международных почтовых отправлений;

- временный ввоз автотранспорта в Российскую Федерацию;

- правомерность начисления таможенных платежей на товары и транспортные средства;

- медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение для пенсионеров таможенных органов;

- выдача архивных справок о заработной плате и подтверждение стажа работы;

- прием на службу в таможенные органы;

- социальное обеспечение;

Категории лиц, обратившихся за этот период в ФТС России - это граждане, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу в личных целях, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из ближнего и дальнего зарубежья, индивидуальные предприниматели.

Информация о перемещении товаров, транспортных средств, а также другие вопросы, касающиеся физических лиц, размещена на сайте ФТС России в разделе «Информация для физических лиц» http://fl.customs.ru/.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru